Студенческий научный кружок
кафедры нервных болезней педиатрического факультета РГМУ

 

 

   

 
Главная  
Темы докладов  
Научные руководители  
История СНК  
Ссылки  
Фотогалерея  
Форум  

Жизнь, творчество и болезнь Франсиско Хосе де Гойи.



Франсиско Хосе де Гойя-и-Люсьентес - великий испанский художник и гравер, новатор - родился 30 марта 1746 года в бедной крестьянской деревушке Арагона. Однако детство Гойя по существу полностью провёл в столице Арагона – Сарагосе. Получил довольно скромное образование в церковной школе.

Становление Гойи как художника, по всей вероятности, началось в Мадриде, где он встретился с Франсиско Байеу. Существует легенда, что юный художник был романтическим искателем приключений. Однажды в драке он смертельно ранил своего противника, и опасаясь судебного преследования в Сарагосе, вынужден был ехать в Мадрид.

В июне 1771 года Гойя вернулся в город свой юности и стал работать в качестве свободного художника. Необычайно быстрая техника его работы при исполнении заказа проявлялась в очень сильной пастозности, когда наспех набросанный на полотно или стену земной свет получал окончательное моделирование с белым, синим, чёрным цветами, а так же охрой. Этот стиль работы очень сильно выделял Гойю, что имело определённое значение для последующих медицинских исследований.

25 июля 1773 года Гойя женился на Хосефе, сестре Франсиско Байеу.

В 1777 году Антон Рафаэль Менгс – придворный художник, отметил способности Гойи, после чего тот был назначен старшим по надзору за всеми художниками, которые разрабатывали эскизы для шпалер королевской ковроткацкой мануфактуры. Что очень повысило самооценку художника.

В 1778 году, благодаря благосклонности короля Карла III, добился места придворного художника, которое оставалось вакантным с 29 июня этого года, когда умер Антон Рафаэль Менгса.

В это время у Гойи стала заметна одна черта, которая не проявлялась ранее,- высокомерие. Это настроение отразилось в известном автопортрете того времени. В описании его позже сын Гойи Хавьер указывал на шляпу отца, на которой устанавливалась свеча для того, что бы он мог не прекращать работу даже ночью.

С декабря 1792 года Гойя некоторое время жил в Кадисе у своего друга Себастьяна Мартинеса, где его неожиданно постигло заболевание. Он страдал от частых головных болей и потери ориентации, шума в ушах, временной слепоты, у него была парализована правая рука, наблюдались лихорадочное подёргивание и дрожь мышц, частые колики и даже коматозное состояние. Способность видеть относительно быстро восстановилась, всё реже стали мучить головокружения и нарушения координации движения, а правая рука ещё долгое время осталась недееспособной. Но слух безвозвратно исчез, и Гойя до конца жизни оставался глухим.

Этот зловещий кризис наложил свой отпечаток на образы его произведений. В палитре преобладали нейтральные тона: коричневый, серый и чёрный и освещались яркими цветовыми пятнами. Специалисты также указывали на то, что Гойя применил новую технику написания кистью – линии стали короче и нервозными.

В этот период Гойя создал первую серию графических эскизов, насчитывающих 80 металлических пластин Caprichos («Капризы»), которые по своей сути бессвязны как сам по себе бессвязен его сон, они не имеют логической последовательности.

31 октября 1799 года монархия наконец признала величие Гойи и наградила его титулом «Первый придворный художник».

В годы гражданской войны Гойя, как и многие его друзья и сограждане, стал «пленником, который запутался в сети противоречий и внутренних разобщенностей». Начиная с 1810 года, появилось в общей сложности 85 гравюр из серии «Ужасы войны», которые он не рискнул опубликовать при жизни.

Он и его семья пережили ужасный 1811-й голодный год в Мадриде, и эта жестокая проверка на выносливость стала для его жены Хосефы слишком тяжёлой. В июне 1812 года, она умерла, и 66-летний глухой старик остался один в своём доме.

Последние годы жизни художник провёл в Париже (с 1824г.). Всё меньше и меньше посвящал времени творчеству.

Весной 1825 года Гойя вновь тяжело заболел. На этот раз врач установил диагноз паралич мочевого пузыря. Гойя пришёл в себя и на этот раз, уже в середине июня 1825 года приступил к работе. В последний год жизни Гойя достиг техники, которую можно определить как свободу творчества. Он наносил цвета пальцами или кусочками сукна, использовал жидкие краски, которые втирал в полотно. Одна из последних его работ – портрет внука.

За несколько дней до смерти у Гойи развился правосторонний паралич и он потерял способность говорить. В ночь с 15 на 16 апреля 1828 года в 2 часа он умер...

Гойя – жертва отравления свинцом?

Впервые в 1972 году в университете Нью-Йорка психиатр В. Нидерланд высказал гипотезу, что симптомы опасной болезни Гойи 1793 года могут быть объяснены отравление тяжёлыми металлами. В те времена считалось обычным делом, когда художник самостоятельно изготавливал для себя краски. Ф. Шмидт из Чикаго изучая палитру цветов Гойи сделал любопытное наблюдение, что художник отдавал предпочтение белому цвету. Который скорее всего представлял из себя свинцовые белила. Гойя их часто использовал, когда рисовал свои картины в белом, сером и перламутровом цветах. И таким образом ему удавалось достичь в них своеобразного очарования, примером чего может служить портрет маркизы Понтехос.

Немаловажное значение имела техника рисования Гойи: быстрое нанесение мазков жидкими красками увеличивало вероятность попадания свинца в организм, так как разбрызгивание мелких капель красителя способствовало аэрозольному и контактному механизмам проникновения. Также мастер зачастую работал не кистью, а куском сукна или губкой, что создавало очень тесный контакт незащищенных рук художника с ядовитым веществом.

Гойя впервые стал работать с изготовителем красок в 1796 году, то есть спустя три года после тяжёлой болезни.

Свинец обычно приводит к хроническим интоксикациям. Способен длительно депонироваться в тканях, особенно в паренхиматозных органах и костях.

Общие симптомы: «свинцовая» окраска кожи, свинцовая кайма на дёснах, изменение крови (ретикулоцитоз более 6-8 %, базофильная зернистость эритроцитов), увеличение порфиринов в моче. Поражение нервной системы типично и часто. Характерны следующие неврологические синдромы:

· Астенический синдром (головные боли, головокружение несистемного характера, физическая и психическая утомляемость, вялость, нарушение сна, эмоциональная лабильность, сужение круга интересов).

· Свинцовая энцефалопатия (значительное ухудшение памяти, интенсивные головные боли, снижение критики к своему состоянию, психосенсорные расстройства и нарушения восприятий в виде зрительных, слуховых и тактильных галлюцинаций, гиперкинезы в виде дрожания, атаксия, поражение отдельных черепных нервов, явления височной эпилепсии, свинцовая менингопатия).

· Свинцовая колика, протекающая как своеобразный вегетативный криз (схваткообразные боли в животе, нарушение деятельности кишечника, рвота, тахикардия, подъём артериального давления, повышенный уровень катехоламинов в крови).

· Свинцовые параличи – наиболее тяжёлый и типичный синдром. Правая рука обычно страдает грубее.

Нарушение слуха для свинцовой интоксикации не типично, в данном случае объясняется изолированным поражением слуховых нервов.

На каком основании был поставлен диагноз паралич мочевого пузыря в источниках не известно. Можно предположить, что он основывался на мочевом синдроме, который проявлялся задержкой мочеиспускания, и врач при обследовании пропальпировал переполненный мочевой пузырь. Причиной нарушения выделения мочи у Гойи могла быть мочекаменная болезнь, возникшая на фоне хронической интоксикации свинцом с характерными приступами почечной колики (которые в клинике присутствуют). Другой вариант, что нарушения мочевыделения являются проявлением вегетативного криза и объясняются повышенным уровнем катехоламинов в крови.

 

 


Поиск по сайту:

Книга предложений

староста кружка: Ткаченко Ольга

webmaster:         Головков Виталий   

 

Сайт создан в системе uCoz